Внеурочная деятельность в начальных классах
05.02.2024МБОУ «Илсхан-Юртовская СШ им. А.Н.Кадыровой»
Анализ проведения предметной недели внеурочной деятельности начальных классах
Согласно плану методической работы с 30.01 по 5.02 в школе проходила предметная неделя внеурочной деятельности в начальной школы.
Цель проведения недели:
Поиск путей повышения качества образовательного процесса через освоение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий. показать методические приемы и формы организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы, обеспечивающие повышение мотивации и познавательного интереса.
Задачи предметной недели:
Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей. Повышение интереса обучающихся к внеурочной деятельности. Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей. Формировать коммуникативные навыки, умение подчинять свои интересы интересам коллектива; Обучать детей самостоятельности и творчеству.
Принцип проведения предметной недели внеурочной деятельности - каждый ребенок является активным участником всех событий недели.
Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Для успешной реализации поставленных задач был разработан и утвержден план методической недели:
Заседание методического совета. Принятие решения о проведении «Методической недели учителей начальных классов». Создание творческой группы.Обсуждение плана мероприятий.Оперативное совещание по открытию недели.Проведение открытых занятий и мероприятий с последующим самоанализом и анализом экспертом деятельности учителя и учащихся с точки зрения эффективности.Круглый стол по итогам проведения «Методической недели».Наглядное оформление материалов недели.
В составлении плана приняли участие все учителя начальных классов. План проведения недели заранее обсуждался на заседании методического объединения учителей начальных классов.
В первый день традиционно была проведена торжественная линейка открытия предметной недели внеурочной деятельности.
31.01.2023 в 3-4 классах были проведены внеклассные занятия «Какие бывают профессии?», цель занятия: расширить представление учащихся о профессиях и их важности для людей, задачи: - обсудить роль людей различных профессий в нашей жизни;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
- соотнести разные профессии со сферами экономики;
- познакомиться с новыми профессиями;
- развитие навыков работы в группах, договариваться и приходить к общему решению.
Так же был проведен конкурс на лучшую иллюстрацию к любимому произведению. Выставка рисунков.
1.02.2023 прошли внеклассные мероприятия «Коллективное панно из геометрических фигур», « В стране Геометрии». Работа была проведена с обучающимися 2-4 классов. Цель работы :закрепить с обучающимися название геометрических фигур, продолжать учить определять размеры геометрических фигур (большой-маленький ;тонкий-толстый; узкий-широкий). Совершенствовать умения детей вырезать геометрические фигуры (разрезать цветную бумагу на полоски, затем вырезать прямоугольники,квадраты. Разрезать квадрат на треугольники. Совершенствовать умения детей из квадрата вырезать круг. Формировать умение из деталей составлять картинку, закреплять умения обучающихся аккуратному наклеиванию деталей. Работа занимает много времени, но дети остались довольны.
Так же был проведен конкурс «Лучшая стеногазета по внеурочной деятельности» среди обучающихся 1-4 классов.
2.02.2023 была проведена экологическая викторина в 3-4 классах «Будь природе другом».
Цель викторины: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
- напомнить детям основные правила поведения в природе;
- развивать экологическое мышление у детей;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать заботливое отношение к ней и её обитателям.
Акция «Дай вторую жизнь ненужным вещам.» была проведена среди учащихся 1-2 классов, цель: познакомить учащихся с проблемой загрязнения Земли бытовыми отходами, со способами их переработки и вторичного использования.
Задачи:
– расширить знания учащихся о способах утилизации и переработки бытовых отходов.
– формирование у учащихся экологического сознания экоцентрического типа;
– способствовать формированию навыков бережного и заботливого отношения к окружающей среде, умения размышлять, анализировать, сравнивать, выстраивать умозаключения;
– дать «вторую жизнь» бросовому материалу, сделав интересную поделку, которую можно использовать в дальнейшем в быту.
Учащиеся приняли активное участие в акции.
3.02.2023 в 4 классах была проведена игра - квест "Я загадаю - ты угадай", занятие проходило в форме игры, учащимся были представлены разные задания в виде загадок, ребусов и кроссвордов. Учащиеся были активно вовлечены в ход мероприятия, охотно отвечали на вопросы.
4.02.2023 были проведены открытые занятия по внеурочной деятельности.
Занятия проводились в 1-4-х классах, по всем направления внеурочной деятельности.
Организационная структура занятий, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия вызвали у учащихся интерес к занятиям с первых минут.
Содержание занятий способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. На занятиях царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы: эвристической беседы; творческих заданий. Занятия способствовали формированию творческих способностей, развитию интереса к занятиям внеурочной деятельности.
Работоспособность учащихся на протяжении всех занятий обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частной сменой деятельности.
Психологическая атмосфера занятий доброжелательная, этому способствовала создание эмоционального настроя в начале занятий.
Проводимые занятия отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации. Учителя стараются работать творчески. На внеурочных занятиях в начальной школе ученики совершали интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявив неиссякаемую радость познания.
У детского творчества масса преимуществ. Прежде всего, они заключаются в развитие художественного вкуса ребенка и становление его, как личности. Разновидностей творчества масса: это лепка, рисование и вырезание различных фигурок.
Целую неделю, работали выставки совместных творческих работ наших учащихся и их родителей.
Несмотря на компьютерное обучение и новейшие технологии, старые добрые поделки вряд ли скоро выйдут из моды, ведь это один из самых развивающих видов деятельности для детей. Кроме того, поделки развивают творческое воображение, а в процессе их создания у детей укрепляется, приобретает гибкость и ловкость рука, и вместе с разработкой мелкой мускулатуры рук идет бурное развитие мозга. Также очень важно развивать творческую фантазию детей, чтоб в листке или семечке ребенок мог увидеть материал для своей будущей поделки. Картины, разные по размеру, изготовленные из разных материалов и в разной технике, объединяет то, что все они сделаны с душой и любовью, чтобы порадовать других своим мастерством и поделиться творческими идеями.
На нашей выставке подделок были представлены разные работы, они были очень разнообразны и красиво выполнены.
Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность.
И в заключение была проведена линейка, посвященная закрытию недели начальной школы и награждению самых активных её участников.
Неделя внеурочной деятельности начальных классов прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов. В ходе проведения недели каждый ученик нашёл нишу для самовыражения: пел, танцевал, мастерил, делился секретами своего мастерства с друзьями.
По окончании декады было проведено заседание МО и подведены итоги. За время проведения недели начальных классов педагоги имели возможность не только видеть уровень проведенных мероприятий, состояние учебно-воспитательного процесса и методической работы, но и могли сравнивать, анализировать и делать определенные выводы, озвученные на заседании кафедры учителей начальных классов.
Педагоги уверены в том, что после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения.
Выводы:
Можно с уверенностью сказать, что «Предметная неделя внеурочной деятельностии начальной школы» прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов.
В ходе проведения «Предметной недели внеурочной деятельности начальной школы» каждый ученик нашёл нишу для самовыражения, были организованы выставки лучших творческих работ учеников, награждены ученики начальных классов, отличившиеся в результате проведения недели.
Каждый ученик мог на протяжении всей недели сравнивать свои работы с лучшими работами своих одноклассников, оценить свои работы, выбрать лучшие.
Итогом недели учителей начальных классов стали:
методические материалы (фотоматериалы, компьютерные презентации, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий и др.);
обобщение коллективного опыта;
обобщение индивидуального опыта.
Фотоотчет проделанной работы предоставлен в приложении 1.
Решение:
Наградить грамотой учащихся, принявших наиболее активное участие в неделе начальных классов.
Вовлекать родителей во внеклассную и исследовательскую деятельность учеников начальных классов.